Official portal of the Government of the Penza region
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
XVI-XVII в.
XVII-XVIII в.
XIX-XX в.
XX в.
1917-1941
XX в.
1941-1945
XX в.
1946-2000
XXI в.
Previous stages
The following steps
Penza region in XVI-XVII centuries Penza Region in the late 17th – 18th centuries Penza region in XIX – early XX centuries Penza region in XX century. 1917-1941. Penza Region in the 20th century. 1941 – 1945. Great Patriotic War Penza Region in the 20th century. 1946 – 2000 Penza Region in the 21st century
Penza region in XIX – early XX centuries
Cartography
Penza region in XIX – early XX centuries

By the order of Alexander I from the 9th of September 1801 Penza once again acquired the principal city status, and the province embraced 10 districts. In 1801-1809 privy councilor F.L. Vigel was appointed governor of Penza province. Among the most memorable rulers of Penza province was M.M. Speransky, a remarkable state figure of Russia. In the second part of XIX century the province was ruled by most enthusiastic governors: active state councilor A.A. Tatishchev, major general A.A. Goryaynov.

The people of Penza courageously and actively participated in the Great Patriotic War of 1812-1814. Together with Kazan, Nizhny Novgorod, Kostroma, Simbirsk and Vyatka, Penza province formed the third circle of volunteer troops.

On the 2nd of January 1813 Penza volunteer troops consisting of more than 7 thousand men set out on the march. On the 4th-7th of October 1913 Penza volunteer troops fought in the Battle of Leipzig, after that - in the Battle of Dresden. As Magdeburg had fallen regiments from Penza were included into the column of lieutenant general Markov and on the 20th of January 1814 jointly with volunteer troops from Ryazan sieged Hamburg, while the main Russian forces headed to Paris, which was taken on the 29th of March 1814.

Quite a number of Penza residents, as well as people associated with Penza province, were among the Decembrists, including Ivan Alexandrovich Annenkov, Alexander Petrovich and Petr Petrovich Belyaev, Ivan Nikolaevich Gorstkin, Grigory Alexandrovich Rimsky-Korsakov, Alexander Mikhailovich Bulatov, Appolon Vasilyevich and Alexey Vasilyevich Vedenyapin, Alexey Alexeevich Tuchkov.

Peasants of Penza province were involved in the liberation movement of 1960s. A large riot took place in late March - early April in the estate of landlord Mikhailovsky-Danilevsky in Chemodanovka village, at that time a part of Gorodishche district. Rapidly growing the riot seized villages of Borisovka, Stepanovka and moved to other settlements of Gorodishche district.

In December 1861 disturbances broke out in the estate of duke Kurakin – the village of Kurakino in Gorodishche district. The largest events included uprisings of peasants in Chembar and Kerensk districts. In spring 1861 a revolt with strongly pronounced anti-serfdom spirit burst out in Kandievka village and was distinguished by fierce struggle and large-scale involvement.

The populist movement of 1871-1895 is closely related to Penza region. Revolutionary populists used to send out propagandists to agitate among peasantry and to arise them against the arbitrary tsarist regime. However, such efforts of populists in Penza province had no success.

Personality
Показать всех/скрыть
Photos
Показать все/скрыть
XVI-XVII в.
XVII-XVIII в.
XIX-XX в.
XX в.
1917-1941
XX в.
1941-1945
XX в.
1946-2000
XXI в.
Previous stages
The following steps

Правительство Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
Вход на сайт
Авторизоваться
через социальные сети
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
XVI-XVII в.
XVII-XVIII в.
XIX-XX в.
XX в.
1917-1941
XX в.
1941-1945
XX в.
1946-2000
XXI в.
Предыдущие этапы
Следующие этапы
Пензенский край в XVI-XVII веках Пензенский край в конце XVII-XVIII веках Пензенский край в XIX -начале XX века Пензенский край в XX веке. 1917 – 1941гг. Пензенский край в XX веке. 1941 – 1945гг. Великая Отечественная война Пензенский край в XX веке. 1946 – 2000гг. Пензенский край в XXI веке
Пензенский край в XIX -начале XX века
Картография
Пензенский край  в XIX -начале XX века

Указом Александра I от 9 сентября 1801 г. Пенза вновь получила статус губернского города, а губерния объединила 10 уездов.

Пензенским губернатором в 1801-1809 г.г. был тайный советник Ф.Л. Вигель. В числе правителей Пензенской губернии самым памятным остается М.М. Сперанский, выдающийся государственный деятель России. На вторую половину XIX в. приходится правление самых деятельных губернаторов: действительный статский советник А. А. Татищев, генерал-майор А.А. Горяйнов.

Жители Пензы принимали активное участие в Отечественной войне 1812-1814 годов. Пензенская губерния вместе с Казанской, Нижегородской, Костромской, Симбирской и Вяткой входила в третий округ по формированию народного ополчения.

2 января 1813 года Пензенское ополчение, в составе которого было более 7 тысяч человек, двинулось в поход. 4-7 октября 1813 года Пензенское ополчение принимало участие в сражении под Лейпцигом, затем – в битве за Дрезден. После взятия Магдебурга полки Пензенского ополчения были включены в состав колонны генерал-лейтенанта Маркова, а с 20 января 1814 года в союзе с рязанскими ополченцами приступили к осаде Гамбурга, в то время как основные силы русских были направлены к Парижу, который был взят 29 марта 1814 года.

Немало пензенцев и лиц, связанных с Пензенским краем, было среди декабристов. Среди них: Иван Александрович Анненков, Александр Петрович и Петр Петрович Беляевы, Петр Федорович Громницкий, Иван Николаевич Горсткин, Григорий Александрович Римский-Корсаков, Александр Михайлович Булатов, Апполон Васильевич и Алексей Васильевич Веденяпины, Алексей Алексеевич Тучков.

Крестьянство Пензенской губернии участвовало в освободительном движении 60-х годов ХIХ в. в Крупное волнение крестьян произошло в конце марта – начале апреля в имении помещика Михайловского-Данилевского – селе Чемодановке, в то время входившего в Городищенский уезд. Разрастаясь, движение захватило деревни Борисовку, Степановку и стало распространяться на другие селения Городищенского уезда.

В декабре 1861 года вспыхнуло волнение в имении князя Куракина – селе Куракино Городищенского уезда. К наиболее крупным событиям относится восстание крестьян Чембарского и Керенского уездов. Весной 1861 года вспыхнуло восстание в с. Кандиевка, которое носило ярко выраженный антикрепостнический характер, отличалось активными формами борьбы и массовостью.

Тесно связано с Пензенским краем народническое движение 1871-1895 годов. Революционеры-народники направляли агитаторов в крестьянские массы, чтобы поднять их борьбу с произволом царского режима, но усилия народников в Пензенской губернии не имели успеха.

Личности
Показать всех/скрыть
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848).
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848).
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889).
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889).
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839).
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839).
Селивёрстов Николай Дмитриевич (1830-1890).
Селивёрстов Николай Дмитриевич (1830-1890).
Вигель Филипп Лаврентьевич
Вигель Филипп Лаврентьевич
Суворов Александр Васильевич (1730-1800).
Суворов Александр Васильевич (1730-1800).
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841).
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841).
Радищев Александр Николаевич (1749-1802).
Радищев Александр Николаевич (1749-1802).
Ключевский Василий Осипович (1841-1911).
Ключевский Василий Осипович (1841-1911).
Татищев Александр Александрович, пензенский губернатор (1872—1886)
Татищев Александр Александрович, пензенский губернатор (1872—1886)
Анненков Иван Александрович, декабрист
Анненков Иван Александрович, декабрист
Беляев Александр Петрович, декабрист
Беляев Александр Петрович, декабрист
Беляев Пётр Петрович, декабрист
Беляев Пётр Петрович, декабрист
Громницкий Пётр Фёдорович, декабрист
Громницкий Пётр Фёдорович, декабрист
Фотографии
Показать все/скрыть
Пензенское ополчение. Акварель
Пензенское ополчение. Акварель
Штандарт Пензенского ополчения (лицевая и оборотная стороны)
Штандарт Пензенского ополчения (лицевая и оборотная стороны)
Вид города Пензы. Середина 19 в.
Вид города Пензы. Середина 19 в.
Губернаторский дом
Губернаторский дом
Пензенская казённая палата.  Линия Присутственных мест (ул. Белинского)
Пензенская казённая палата. Линия Присутственных мест (ул. Белинского)
Манифест об отмене крепостного права в России. 18 февраля 1861 г.
Манифест об отмене крепостного права в России. 18 февраля 1861 г.
XVI-XVII в.
XVII-XVIII в.
XIX-XX в.
XX в.
1917-1941
XX в.
1941-1945
XX в.
1946-2000
XXI в.
Предыдущие этапы
Следующие этапы